Центр юридического и бухгалтерского обслуживания
Оплата кредитными картами
Юридические услуги
Бухгалтерские услуги и аудит
Дополнительные услуги
Контакты

Mы работаем без выходных
Тел.: (495) 220-29-95
Метро Алексеевская

Разделы

О несостоятельности (банкротстве) предприятий

  1. Круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) 
  2. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)                  
  3. Действия кредитора по защите своих интересов                        
  4. Круг  лиц, имеющих право обращаться с заявлением о возбуждении дела о банкротстве                                                        
  5. Внесудебные процедуры                                               
  6. Рассмотрение  дела о несостоятельности (банкротстве)  предприятия в  арбитражном суде                                                    
  7. Реорганизационные процедуры                                         
  8. Принудительная    ликвидация    предприятия-должника   по   решению арбитражного суда. конкурсное производство                          
  9. Ответственность за неправомерные действия в сфере банкротства       

 

Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут нормально функционировать при отсутствии законодательства, охраняющего экономический (гражданский) оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер. В этом случае возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным должником и принятия в отношении него специальных мер вплоть до ликвидации. Правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создает Закон РФ от 19.11.92 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон) и новый Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

С 1 марта 1998 г. действует Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности (банкротства) направлена на то, чтобы риск кредиторов несостоятельного юридического лица оказался наименьшим. Как известно, юридические лица в силу п. 1 ст. 56 ГК РФ отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Крупный кредитор находящегося в тяжелом финансовом положении предприятия может предъявить требование, для удовлетворения которого придется реализовать все или почти все имущество должника, в результате чего он фактически прекратит существование и требования других его кредиторов не будут удовлетворены. Таким образом, потери кредиторов, коль скоро они оказались неизбежными, должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

Помимо этого в ст. 28 Закона предусмотрен особый способ защиты интересов кредиторов, в связи с чем кредитору несостоятельного предприятия, надеющемуся первым под угрозой банкротства должника получить от него расчет, следует помнить, что удовлетворение его требований может при определенных обстоятельствах быть признано неправомерным действием, совершенным в ущерб интересам других кредиторов.

Вместе с тем, когда возникает угроза, что часто находящееся в тяжелом финансовом положении предприятие в результате удовлетворения части требований кредиторов останется без имущества и уже по одному этому может прекратить свое существование, появляется необходимость защитить и его собственные интересы, ввести решение вопроса о его существовании в определенные рамки. Наконец, до ликвидации предприятия и распродажи его имущества желательно попытаться, если это возможно, принять меры, направленные на поддержание его деятельности и оздоровление предприятия-должника.

Прежде всего важно понять, что объявление предприятия несостоятельным (банкротом) - мера исключительная, завершающий акт в правовом регулировании предпринимательских отношений, когда использованы без успеха все иные имеющиеся правовые средства для урегулирования ситуации способами, нормальными для имущественного оборота.

В связи с этим необходимо отметить еще одно обстоятельство. При рассмотрении даже тех немногочисленных дел, которые были возбуждены по заявлениям как предприятий-должников, так и их кредиторов, арбитражные суды были вынуждены зачастую отказывать в признании предприятий-должников несостоятельными (банкротами). Чаще всего оказывалось, что кредиторы обращались в арбитражный суд с заявлениями о признании должников банкротами, даже не попытавшись решить вопрос в обычном исковом порядке - путем предъявления иска о взыскании задолженности по конкретному договору, а также убытков, причиненных неисполнением должником договорных обязательств.

В настоящем обзоре предлагаем рассмотреть основные положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий и практику его применения.

1. Круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами)

Действие вышеназванного Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" распространяется на предприятия-должники, которые не выполняют или в ближайшее время не смогут выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Новый ГК РФ скорректировал перечень лиц, которые могут быть признаны банкротами по решению суда или самостоятельно совместно с кредиторами могут принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. В соответствии со ст. 65 ГК РФ ими могут быть юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), а также юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Таким образом, в это число входят прежде всего те юридические лица, которые отнесены п. 2 ст. 50 ГК РФ к коммерческим организациям, а именно: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и некоторые некоммерческие организации (имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды). Казенные предприятия обладают признаками, присущими одновременно и коммерческим, и некоммерческим организациям. Но учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), применение к ним процедуры банкротства признано невозможным.

В силу ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, также может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда (далее в тексте по отношению ко всем вышеуказанным субъектам используется термин "предприятие").

С самого начала следует отметить, что Законом, а вслед за ним и некоторыми изданными в его развитие нормативными актами предусмотрены в рамках общего также специальные режимы. Специальные режимы установлены: во-первых, для федеральных государственных предприятий и предприятий, доля Российской Федерации в капитале которых составляет более 25% в отношении вопросов, касающихся их добровольной ликвидации и оказания таким предприятиям финансовой помощи; во-вторых, для предприятий, находящихся в государственной собственности, а также для предприятий с долями (паями), принадлежащими Российской Федерации или субъектам Федерации.

Что касается добровольной ликвидации первой категории предприятий, то она помимо Закона регулируется Положением о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников, являющимся приложением 3 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Постановление N 498). Положение предусматривает, что Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ (ФУДН РФ) предоставлено право принимать решение в отношении вышеуказанных предприятий о признании структуры их баланса неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановления его платежеспособности, которое служит основанием для подготовки к применению процедуры добровольной ликвидации. Такая подготовка возможна и вне связи с решением Федерального управления. В этом случае руководитель предприятия сам проявляет соответствующую инициативу: он обязан до проведения собрания кредиторов уведомить о предстоящей ликвидации Федеральное управление (его территориальное агентство). В зависимости от того, кем принято решение, Положение различает два варианта порядка добровольной ликвидации федеральных государственных предприятий и предприятий, доля Российской Федерации в капитале которых составляет более 25%.

Отношения, складывающиеся в связи с оказанием финансовой помощи, устанавливаются Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (приложение 2 к вышеуказанному Постановлению N 498). Цель финансовой поддержки - восстановить платежеспособность предприятия или поддержать его эффективную финансовую деятельность. Если этого достичь невозможно, денежная помощь направляется на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, включая те, которые направлены на предотвращение негативных последствий банкротства. В Положении установлен исчерпывающий перечень конкретных целей, на которые могут безвозмездно выделяться соответствующие ассигнования.

Процедура продажи предусмотрена Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденным Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114. Продажа предприятия не влечет за собой прекращения статуса юридического лица, а значит, все его долги и принадлежащие ему права требования сохраняют силу. Положение прежде всего определяет способ осуществления продажи таких предприятий.

Относительно коммерческих банков и иных кредитных учреждений также существуют особенности. С заявлением о возбуждении производства по делу о его несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд могут обращаться их кредиторы, прокурор, а также сам коммерческий банк или иное кредитное учреждение только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным банком РФ (ст. 11 Закона).

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) в письме от 30.01.95 N С1-7/ОП-54 разъяснил, что в числе кредиторов, имеющих право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании коммерческого банка банкротом после отзыва лицензии, находится и ЦБ РФ.

Начало процедуры обычной ликвидации и создание ликвидационной комиссии не лишают Центральный банк Российской Федерации права ставить вопрос о признании коммерческого банка банкротом при наличии законных оснований, поскольку этот банк считается действующим до тех пор, пока он не будет исключен из государственного реестра.

Центральный банк Российской Федерации может ставить вопрос о признании коммерческого банка банкротом, если представит документы, подтверждающие, что коммерческий банк имеет перед ним долг, вытекающий из гражданско-правовых обязательств. Если образовавшаяся сумма задолженности, соотношение активов и пассивов и т. п. позволяют возбудить дело о банкротстве, то арбитражный суд обязан сделать это в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, следует сказать, что 24 октября 1996 г. Государственной Думой РФ был принят в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Согласно указанному проекту предполагается обязать Центральный банк РФ обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банков или иных кредитных организаций в десятидневный срок после отзыва лицензии на осуществление банковских операций у этих банков ввиду их неудовлетворительного финансового состояния.

2. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Понятие "несостоятельность (банкротство)" дано в ст. 1 Закона. Под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

К внешним признакам несостоятельности (банкротства) предприятия относятся приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Как видим, понятие "несостоятельность (банкротство)" включает в качестве одного из основных признаков неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг).

Арбитражно-судебная практика исходит из того, что в случае неуплаты штрафов, пени, неустоек предприятие не может быть признано банкротом, поскольку суммы санкций не являются кредиторской задолженностью по оплате товаров (работ, услуг).

Далеко не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности предъявления требований о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом). В соответствии с Законом принимается во внимание лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника. Исключение составляют случаи, когда стоимость имущества превышает сумму задолженности, но имеет место неудовлетворительная структура баланса должника.

Под неудовлетворительной структурой баланса должника в Законе подразумевается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

Постановление Правительства РФ от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", изданное в развитие указа Президента РФ от 22.12.93 N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (приложение 1), устанавливает систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.

Согласно указанной системе критериев показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

- коэффициент текущей ликвидности, который характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся у предприятия оборотных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, займов и различных кредиторских задолженностей;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внебюджетных итогов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов;

- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий наличие у предприятия реальной возможности восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Он рассчитывается как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и излишние значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

Структура баланса предприятия может быть признана неудовлетворительной, если коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее двух либо если коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Однако даже при наличии соответствующих значений названных коэффициентов, при которых структура баланса предприятий признается неудовлетворительной, могут возникнуть ситуации, когда у предприятия сохраняется реальная возможность восстановить свою платежеспособность. Такая ситуация имеет место, в частности, тогда, когда коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы.

И напротив, при отсутствии необходимых значений коэффициентов, при которых структура баланса предприятий признается неудовлетворительной, в отдельных случаях можно предвидеть несостоятельность (банкротство) предприятия. Это возможно, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы.

Следует отметить, что такой подход к структуре баланса предприятия (удовлетворительной либо неудовлетворительной), предлагаемый в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ от 20.05.94 N 498, во всяком случае для арбитражного суда, рассматривающего дело о признании предприятия несостоятельным (банкротом), носит достаточно условный характер.

Предприятием-должником могут быть представлены любые другие (помимо расчета соответствующих коэффициентов) доказательства, свидетельствующие о наличии реальной возможности рассчитаться с кредиторами за счет имеющегося у предприятия имущества. И в этом случае названные коэффициенты не будут иметь определяющего значения, поскольку они должны оцениваться арбитражным судом в совокупности со всеми другими доказательствами, собранными по конкретному делу.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятия" несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место только:

  • после признания факта несостоятельности арбитражным судом
  • после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации (ст. 1 Закона).

Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. Поэтому признание арбитражным судом предприятия банкротом обязательно влечет за собой его ликвидацию (п. 1 ст. 64 ГК РФ), при этом следует отметить, что принудительная ликвидация предприятия осуществляется только арбитражным судом.

Анализируя ст. 1 Закона, необходимо сказать, что предприятие-должник вправе либо самостоятельно подать заявление в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), либо по соглашению с кредиторами и под их контролем без участия арбитражного суда принять решение о своей добровольной ликвидации и об официальном объявлении о своей несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, инициаторами объявления предприятия-должника банкротом путем обращения с заявлением в арбитражный суд могут быть его кредиторы и прокурор. Кредиторы помимо этого могут выступить с предложением к предприятию-должнику о его добровольной ликвидации.

Отметим, что, согласно упомянутому выше проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"", предполагается увеличить круг лиц, имеющих право обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Помимо самого должника, кредиторов и прокурора такое право (обязанность) будет предоставлена Центральному банку РФ в отношении банков или иных кредитных организаций, Государственному комитету РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальным органам, органам по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, общественным организациям потребителей, а также иным общественным объединениям, уставной задачей которых является защита экономических прав граждан.

3. Действия кредитора по защите своих интересов

Если рассматривать проблему неплатежеспособности предприятия с точки зрения интересов его кредиторов, то следует начать с того, что прежде всего кредитор должен сделать выбор между предъявлением обычного иска о взыскании задолженности и заявлением о возбуждении процедуры банкротства, при этом предварительно определив для себя следующие их положительные и отрицательные стороны.

В первом случае дело решается в порядке искового производства, как правило, только между кредитором и должником и не вовлекает других кредиторов. Это дает возможность сепаративного получения денег, но грозит неисполнением даже положительного решения суда о взыскании, так как банковские счета должника могут быть пусты, а ликвидация юридического лица судебным исполнителем для выполнения судебного решения о выплате средств встречается весьма редко.

Во втором случае кредитор ставит вопрос об установлении юридического факта несостоятельности (банкротства) должника. При этом в судебный процесс вовлекаются все известные суду кредиторы и полностью раскрываются и оцениваются все активы должника. Если средств и имущества окажется больше общей суммы долгов, то суд отклонит заявление о банкротстве. Если же активов не хватает, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами, то при распределении имеющегося в наличии возврат средств первоначальному заявителю скорее всего будет неполным.

Если все же кредитор остановил свой выбор на возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника, ему следует определиться по целому ряду вопросов.

Заявление может быть подано одним или несколькими кредиторами самостоятельно. При получении двух или более заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) они объединяются в одно дело.

Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий будут рассматриваться арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом (п. 3 ст. 3 Закона), а нарушение срока возврата - не менее трех месяцев. Следует отметить, что если сумма требований каждого кредитора менее указанного размера, они могут объединить свои требования и совместно обратиться в арбитражный суд с заявлением, если общая сумма их требований будет больше указанного размера. Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму заявленного требования, будут иметь одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю (п. 5 приложения "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" к письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.04.95 N С1-7/ОП-237).

Любой кредитор, прежде чем подать в арбитражный суд заявление о признании несостоятельным (банкротом) предприятия-должника, должен учитывать следующие процессуальные особенности.

Начать необходимо с предварительного извещения должнику, отправленного обязательно заказной почтой с уведомлением о вручении. Это извещение, как и последующее заявление в арбитражный суд, нужно подписать на уровне первого руководителя предприятия-кредитора без каких-либо доверенностей. В извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия (п. 1 ст. 6 Закона).

Обратите внимание на то, что если в течение недельного срока после вручения извещения и до возврата уведомления о вручении должник письменно ответит, что он отказывается от оплаты по основаниям, предусмотренным законодательством или договором между должником и кредитором, то в этом случае экономический спор между сторонами о наличии или отсутствии такого основания рассматривается в порядке обычного искового производства, а не в рамках дела о банкротстве. Это важная процедурная особенность. Дело о банкротстве предполагает, что сама задолженность носит бесспорный характер. Представляется, что это является для должника серьезным способом защиты, поскольку, использовав его, должник, по существу, лишает кредитора возможности возбудить дело о банкротстве.

Еще один важный момент. По Закону кредитор уже в своем первоначальном заявлении в арбитражный суд сразу может поставить вопрос о назначении одной из реорганизационных процедур к предприятию-должнику. (Подробнее о реорганизационных процедурах см. разд. 3.)

В ряде случаев арбитражные суды отказывались принимать у кредиторов заявления о возбуждении производства по делам о несостоятельности должников при наличии решений по имущественным спорам между теми же сторонами, не исполненных из-за отсутствия денежных средств на счетах должников, и рекомендовали кредиторам в установленном порядке ходатайствовать

 

 

© ООО «ПРАВОВАЯ ПЛАНЕТА», 2008-2020. О сайте / Карта сайта
Тел.: (495) 220-29-95, м. Алексеевская, Проспект Мира, д.101 В, стр.1